«Налимов Семён Иванович — выдающийся мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя. Он работал при Великорусском оркестре В. В. Андреева, в специально для него оборудованной мастерской в имении В. В. Андреева (с. Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии).
В русской дореволюционной и советской (до 1961 г.) литературе о нем писали как о "русском Страдивариусе", "вологодском мастере". Точное место его рождения не было известно, знали лишь, что он крестьянин Вологодской губернии. И лишь в 1961 г. московскому исследователю Н. Г. Бекназарову удалось обнаружить в Центральном государственном архиве литературы и искусства письмо Налимова С.И, адресованное В. В. Андрееву в 1908 г. В этом письме Налимов С.И. сообщал, что он "крестьянин Вильгортской волости и села, Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии".
Немного позднее в ЦГА Коми АССР архивистом Н. А. Дёгтевой были обнаружены документы, рассказывающие о жизни С.И.Налимова и его семьи до выезда его в Тверскую губернию в 1886 году.
Семён Иванович Налимов родился 13(1) февраля 1857 г. в семье крестьян Сретенского общества Вильгортской волости Усть-Сысольского уезда Ивана Ивановича и Анны Матвеевны Налимовых. В семье Налимовых было 5 детей: Алексей, Семен, Евдокия, Анна, Мария. Отец — государственный крестьянин, занимался кузнечным ремеслом, а в 50—70-е годы прошлого века семья Налимовых имела доходы от "извоза на станциях". И дед, Иван Трофимович, и отец держали лошадей и перевозили грузы. Семен же выбрал плотничество и первые свои деньги получил в июле 1877 года "за плотницкую работу" в Ульяновском монастыре.
23 ноября 1878 г. С.И.Налимов был призван на военную службу и зачислен в Усть-Сысольскую местную команду. В июле 1880 г. он был командирован в учебную команду 82-го резервного пехотного батальона в Вологду, из которой возвратился в Усть-Сысольск в мае 1881 года. В июле 1881 года он был произведен в унтер-офицеры, а в июне 1883 г. — старшие унтер-офицеры. 22 марта 1884 года Налимов Семён Иванович был уволен в запас.
К моменту увольнения Налимова С.И. с воинской службы материальное положение его семьи резко ухудшается. Ещё в мае 1881г. полностью сгорели дом брата Алексея и "амбар с имением" у отца. Сумма понесенного убытка в 225 рублей была по тем временам весьма внушительной. В поисках заработка Семён Иванович уезжает из родного края. 25 августа 1886 года Усть-Сысольское уездное полицейское управление выдало ему свидетельство "на временную отлучку По его надобностям и занятиям в деревню Кузнецово Лугининской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии сроком на 11 месяцев". Здесь он нанялся по столярному делу на постройку дома в имении Услада, выполнял различные заказы по изготовлению художественно инкрустированной мебели. Около десяти лет прожил там Налимов, выполняя столярные и плотничные заказы и вскоре стал известен как первоклассный столяр-краснодеревщик.
Увидев однажды художественные изделия работы Налимова С.И., отличавшиеся тонкостью, изяществом и редким вкусом, В. В. Андреев (выдающийся балалаечник, организатор первого русского оркестра русских народных инструментов) пригласил его в организованную в селе Марьино экспериментальную мастерскую по изготовлению образцов усовершенствованных инструментов, и Налимов принял его предложение. Он поселился в имении В. В. Андреева в с. Марьино Бежецкого уезда и прожил там более 20 лет, работая "мастером балалаечных дел" при оркестре В. В. Андреева. Семён Иванович женился в январе 1897 г. на экономке В. В. Андреева Варваре Леонтьевне Дикаревой, построил дом на средства Андреева рядом с его имением.
Предварительно В. В. Андреев заказал С.И.Налимову в виде опыта балалайку приму, Один из участников оркестра В. В. Андреева, Н. П. Штибер писал, что изготовленная Налимовым по рисункам и чертежам, составленным г. Андреевым, первая прима-балалайка представляла собой в буквальном смысле шедевр искусства. Изготовленная мастером-самородком балалайка по красоте своих форм, полноте и певучести тона превосходила всё то, что Андрееву доводилось получать из рук столичных мастеров-профессионалов. Затем были изготовлены Налимовым и другие балалайки (дискант, альт, бас и контрабас). В 1896 году С.И.Налимов изготовил по чертежам В. В. Андреева первую усовершенствованную домру.
" По существу мастер-самоучка Налимов становится во главе экспериментальной мастерской в с. Марьино. В 1898 г. — к юбилею андреевского оркестра (10-летие) — Налимов изготовил комплект из 16 инструментов. В 1902 году лично для Андреева В. В. выдающийся мастер сделал балалайку под № 102, которая явилась вершиной его искусства. Эта балалайка сейчас находится в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В 1913 году Налимовым были сделаны гусли звончатые. Всего Налимовым изготовлено около 300 инструментов, из них около 70 — для оркестра В. В. Андреева.
Мастерская В. В. Андреева в Марьине была основана, по словам Н. Привалова, одного из участников оркестра В. В. Андреева, музыковеда, "не в коммерческих видах, но исключительно с целью создания образцовых инструментов". Здесь и образовался тот центр, та лаборатория, откуда расходились по всей России прототипы восстановленных великорусских инструментов, служившие образцами для всех музыкальных мастеров этой области инструментального дела. Под руководством С.И.Налимова в этой мастерской работали И. М. Муравьев, Иван Михеев и другие. Скромная мастерская, организованная Андреевым в сельце Марьино — своеобразная "балалаечная Кремона" — послужила прообразом для многих других мастерских по изготовлению русских народных инструментов..
Василий Васильевич Андреев высоко ценил инструменты, сделанные Налимовым. В одном из своих писем он справедливо писал о талантливом мастере: "После работы С.И.Налимова я не знаю у нас других инструментов, которые бы настолько (отличались) своими высокими музыкальными качествами". Налимов воплотил в новых конструкциях русских народных инструментов не только замыслы Андреева, но и свои собственные, он вносил и свои новшества при изготовлении инструментов. Так, при изготовлении гуслей звончатых, которые были введены в Великорусский оркестр в 1913 году, Налимов предложил внести новое приспособление для механической перемены строя — металлический валик, или ключ, который дал возможность "постепенными поворотами его добывать последовательно шесть тональностей".
Уже в конце XIX—начале XX века Налимов С.И был непревзойденным общепризнанным мастером по производству струнных народных инструментов. Об этом пишут его современники — Коломийцев В., Привалов Н., Оссовский А., Штибер Н. и др. Эти авторы уже в то время называли Налимова С.И. "балалаечным Страдивариусом".
О высоких музыкальных качествах инструментов великого мастера говорят и награды, которых были удостоены его инструменты. Замечательные творения С.И.Налимова были дважды выставлены на Всемирных выставках в Париже: в 1900 году, когда он был награжден бронзовой медалью, и в 1902 г., когда инструменты мастера-самородка были удостоены Большой Золотой медали. Инструменты Налимова С.И. были выставлены и на Первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов "Музыкальный мир" в Санкт-Петербургё в 1906—1907 гг., о чем говорится в каталоге этой выставки. И на этой выставке они были удостоены Большой Золотой медали — об этом писала газета "Петербургский листок" 5 февраля 1907 года.
Помимо этих наград Налимов С.И был удостоен и высших правительственных поощрений, 6 мая 1911 года по представлению В. Андреева за создание высококачественных инструментов Налимов был удостоен звания Потомственного почетного гражданина.
Второй правительственной наградой Налимову была "Золотая медаль" с надписью "За усердие" для ношения на шее на Александровской ленте. Об этом 6 мая 1916 г. сообщала газета "Правительственный вестник".
Музыкальные инструменты великого мастера высоко ценились среди музыкантов. "Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема, — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый, выпускаемый им из рук инструмент — идеалом совершенства" — писал Николай Привалов в статье "Балалаечный Страдивариус". Кроме превосходных музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки. Помимо наклеенной внутри корпуса этикетки с указанием фамилии мастера, даты и порядкового номера, все инструменты Налимова имеют в правом верхнем углу головки особую марку в виде герба, инкрустированного цветным деревом.
Далее Н. Привалов пишет: "Можно с полной уверенностью сказать, что Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С.И.Налимова". Совместная работа Андреева с Налимовым и другими мастерами и музыкантами привела к тому, что русские народные музыкальные инструменты снискали мировую славу.
Двух талантливых людей — Налимова С.И. и Андреева В.В. — связывала не только совместная работа, но и большая человеческая дружба. "Невозможно, пожалуй, привести другой пример творческого содружества между исполнителем и создателем инструмента, чем продолжавшаяся два десятилетия совместная работа Андреева с Налимовым над строем, тоном и внешней формой русских народных инструментов", — пишет искусствовед Б. Б, Грановский.
В письме В. В. Андрееву 9 октября 1905 года С.И.Налимов писал: "Многоуважаемый Василий Васильевич! Я получил от Вас письмо, которое глубоко меня тронуло. Читая его, я не мог удержать своих слез. Вы изволили выразиться в нем так трогательно, так великодушно. Одно могу сказать, какой я счастливец, что нахожусь под покровительством такого благородного душою человека, как Вы". Эту дружбу они пронесли через всю свою жизнь. Андреев проявлял заботу о Налимове и в конце его жизни, когда, уже умирающего, перевез в Петроград, в больницу на лечение.
Надежды, которые возлагал Василий Васильевич Андреев на Налимова, полностью оправдались: из него вышел первоклассный музыкальный мастер, слава которого перешагнула рубежи России.
22 августа 1916 года С.И.Налимов умер и был похоронен на "литераторских мостках" Волковского кладбища в Петрограде.
После смерти Налимова С.И. его инструменты находились в оркестре Андреева, а также у частных лиц — музыкантов. В 1942 году, во время блокады Ленинграда инструменты Налимова вместе с библиотекой и архивом Андреева были перевезены на специальном самолете в Москву. А после войны часть их была возвращена в Ленинград и находится сейчас в оркестре русских народных инструментов им. Андреева при Ленинградском радио и телевидении, а также на Постоянной выставке музыкальных инструментов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Часть налимовских инструментов была оставлена в Москве, находится сейчас в Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки и в оркестре им Н. Осипова. Много инструментов Налимова С.И. имеется у частных лиц — музыкантов и собирателей. Инструменты Налимова сейчас уже музейная редкость.
Мастерская Налимова С.И. в с. Марьино существовала до 1931 г., затем "вследствие ветхости была разобрана". Инструменты конструкции Налимов С.И были взяты в качестве образцов для производства русских народных музыкальных инструментов на советских фабриках.
...На "литераторских мостках" Волковского кладбища имеется небольшой музей. В нем собраны материалы о наиболее известных писателях, литературных деятелях, артистах, похороненных на этом кладбище. О могиле Налимова С.И. здесь нет никаких сведений. Сама могила не сохранилась, здесь после войны, в 50—60-х годах, проводилась чистка кладбища, его реконструкция. Все могилы, которые удалось установить, включены в картотеку. Так что можно с полной уверенностью сказать, что могилы Налимова на Волковом кладбище нет, она утрачена. Можно лишь примерно сказать, где был похоронен С.И.Налимов...».
Наша музыкальная история, как и впрочем, и вся история России, светлая и грустная. Однако дела людей, их благородные идеи, всегда останутся в памяти.
Сейчас есть прекрасные мастера русских народных музыкальных инструментов и даже семейные династии: Е. и А. Суворовы, Демины, Сержантов, Родины...
Ну, а дело В. В. Андреева должен нести и сохранять в себе каждый, кому действительно дорога наша родная история, наше родное искусство.
Дмитрий Белинский
заслуженный артист России,
солист Русского концертного Квартета "СКАЗ",
председатель Российского Клуба музыкантов - народников
|